ПрограммаПрограмма РепортажРепортаж
Наши партнеры
11
октября
«Зачем философия бизнесу»
Тематическая встреча

Встреча с профессором Урсинус колледж (США) Карлином Романо была приурочена к выходу его книги «America the Philosophical». Писатель отметил в своем выступлении, что бизнес и философствование переплетаются теснее, чем многие привыкли думать. Привнесение жизненной философии в бизнес он продемонстрировал на примере упомянутого в его книге основателя и шеф-редактора журнала Playboy Хью Хефнера, чья картина мира стала душой его журнала, преобразуя не только американскую действительность. Потребность в философии в Америке, по словам писателя, все ярче проявляется в тех специфических запросах предпринимателей, которые связаны с лидерством, этикой управления и продаж. Отметил он и необходимость особенного философского взгляда – более широкого и глубокого, чем это требуется для выполнения повседневных действий, часто критичного по отношению к реальности и направленного на объекты вне материального мира. Его установку можно свести к девизу «Философия для бизнеса».

Карлин Романо

Философ Александр Секацкий, являвшийся главным оппонентом американского гостя, провел демаркационную линию между философией для себя и философией для другого. Философия для себя, по его мнению, и является тем, что активирует поиск смысла в бизнесе, тогда как философия для другого – скорее «упаковка с блестками». Американский бизнес, взращенный на протестантской этике, в которой эффективность в бизнесе богоугодна, или китайский перфекционизм, - все эти установки отражают глубинные мотивы построения бизнеса. Иными словами, Александр Секацкий по-другому расставил акценты и рассмотрел бизнес как часть персональной философии, причем скорее философии собственника, чем топ-менеджера.

Александр Секацкий

«Нужна ли философия бизнесу?», - этот вопрос был задан участникам дискуссии. Денис Котов, директор книжной сети «Буквоед», убежден в том, что сам формат его бизнеса призывает к степени ответственности, требующей философской позиции. Вслед за его словами, признаний в том, что философия бизнесу нужна, последовало немало. Но всё-таки было высказано и опасение, что философия, как мысль об общем, может увести бизнесмена от конкретных задач. Ярко прозвучало мнение философа Александра Погребняка, исследователя экономики постмодерна, назвавшего американскую философию, в логике сказанного Карлином Романо, «служанкой капитализма». Истинно философские идеи англо-саксонского мира, на его взгляд, сияют сейчас в литературоведческих работах. 

Зачем философия бизнесу

Профессор Романо с этим не согласился, - по его словам, на Западе представлена широкая плеяда философских течений самых разных направленностей. Надежда Калашникова, директор по развитию строительной компании «Л1», резюмировав сказанное профессором, предположила, что самыми «философствующими» в организации являются руководители департаментов PR и HR. 

Зачем философия бизнесу

Романо, ориентируясь на свое знание внутреннего устройства американских компаний, ответил, что он видит самой близкой философии должность руководителя юридического отдела.

На вопрос о том, почему бизнес на Западе тяготеет к идее социального блага в большей степени, чем в России, Александр Секацкий ответил, что бизнес не может быть замкнут сам на себя, он существует в конкретной среде, и, видимо, пока среда в России к этому не располагает. Карлин Романо признал тот факт, что в США всё чаще говорят о правах бизнеса, ставя его вровень с личностью, которая растет, развивается и, по мере своего развития, осмысляет себя и окружающий мир. Григорий Тульчинский, профессор Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, также предложил сторонам учитывать контекст, в котором живет философия бизнеса: «остывшую» от борьбы за собственность и стабильную культуру Америки стоит отличать от еще «теплой», во многих аспектах – непредсказуемой, культуры России. 

Григорий Тульчинский

Профессор также предложил разграничить философию и философствование, и это предложение прозвучало как ответ на высказывание из зала о том, что пока человек жив, он задумывается о смысле своей жизни, своей работы, и поэтому вопрос о наличии философии в бизнесе не стоит, она просто есть.

Зачем философия бизнесу

Несмотря на то, что в зале присутствовали и бизнесмены с философским образованием, а возможно - именно поэтому, в качестве резюме прозвучала мысль о том, что истинная встреча не философствования, но философии и бизнеса - еще только предстоит, но уже готовится. В целом, вечер показал, что бизнесмен в России больше, чем бизнесмен. Андрей Калинин, управляющий партнер Консалтинговой группы BI TO BE, выступая, признался: если еще 20 лет назад главными для бизнеса он видел вопросы «Что?» и «Как?», то теперь всё чаще российские предприниматели задаются вопросом «Зачем?». И именно это - индикатор нового уровня самосознания.

Полный зал - еще одно свидетельство актуальности встречи, блестяще проведенной Оксаной Жиронкиной (основатель, директор по развитию Фонда "Контекст") и Татьяной Космыниной (помощник Консула США по вопросам культуры). Нельзя не отметить великолепную работу переводчика Карлина Романо - Сергея Полотовского. Мы также признательны за идею презентации философии для бизнеса в формате живого общения философов и предпринимателей.